ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ razlichija-variatorov-raznih-modelej-1-1024x576
  • 03.11.2021
  • 4385

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ

Базовая конструкция вариатора достаточно проста. Есть два вращающихся шкива – один соединён с двигателем, второй (через несколько других функциональных узлов) с колёсами. На шкивах находятся барабаны с изменяющимся диаметром. Они соединены передаточным ремнём. Именно такая конструкция обеспечивает плавное, по-настоящему бесступенчатое переключение передач. Однако она не лишена недостатков, среди которых – множество пар трения и быстрый

Базовая конструкция вариатора достаточно проста. Есть два вращающихся шкива – один соединён с двигателем, второй (через несколько других функциональных узлов) с колёсами. На шкивах находятся барабаны с изменяющимся диаметром. Они соединены передаточным ремнём.

Именно такая конструкция обеспечивает плавное, по-настоящему бесступенчатое переключение передач. Однако она не лишена недостатков, среди которых – множество пар трения и быстрый механический износ. Поэтому производители вариаторов постоянно совершенствуют конструкцию, делая её надёжнее, долговечнее и стабильнее при работе с мощными двигателями.

В этой статье мы рассмотрим эволюцию и конструктивные отличия вариаторов разных моделей.

Jatco JF010E

Вариатор Jatco JF010E – одна из первых моделей бесступенчатой трансмиссии. Был представлен в 2002 году, устанавливался на Nissan Murano, Nissan Teana российской сборки, некоторые конфигурации Nissan Maxima и Nissan Presage, а также Renault Scenic и Renault Megane. Снят с производства в 2017 году.

Вариатор Jatco JF010E разработан для использования с дизельным двигателем V6 объёмом 3,5 л. Адаптация под другие силовые агрегаты происходила с переменным успехом.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ razlichija-variatorov-raznih-modelej-2

Конструкция вариатора – достаточно базовая. Однако у него есть несколько особенностей:

  • Конусы барабанов покрыты твердосплавным материалом, который необходим для уменьшения износа.
  • Стальной передающий ремень из множества отдельных элементов с металлическими внутренними стягивающими лентами. Покрыт специальными насечками для уменьшения проскальзывания.
  • Клапан контроля насоса, устанавливающийся в гидроблоке – алюминиевый, поэтому может изнашиваться быстрее, чем у следующих поколений. При ремонте обычно заменяется на совместимый анодированный – он прочнее и долговечнее.

Чаще всего вариатор Jatco JF010E страдает от разрывов, износа и проскальзывания ремня в холодную погоду. Перед стартом автомобиля требуется его прогреть. Также необходимо регулярно проводить полную замену масла, чтобы избежать разрывов ремня – именно оно в холодную погоду застывает и вызывает неисправности конструкции.

Jatco JF011E

Вариатор Jatco JF011E – один из самых популярных. Он был представлен в 2005 году и используется до сих пор. Вариатор устанавливается на множество моделей Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Renault, а также ещё несколько десятков «экзотических» (например, Samsung SM3).

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ razlichija-variatorov-raznih-modelej-3

Вариатор Jatco JF011E считается одним из самых надёжных. В нём исправили «болезни» предыдущей модели, связанные с конструкцией передаточного ремня и гидроблока, но при этом оставили достоинства – общую геометрию и твердосплавное покрытие конусообразных дисков на барабанах.

В вариаторе используется ремень Bosch с каталожным номером модели 321700B-EM. В нём устанавливается 10 кольцевых лент, которые обеспечивают высокую механическую прочность. Ширина ремня – 30 мм. Изготавливается из высокопрочной стали, что сокращает износ.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ razlichija-variatorov-raznih-modelej-4

Тем не менее, у вариатора есть «слабое» место – фильтр-картридж. Его необходимо менять при каждой частчной или полной замене масла, иначе он очень быстро забивается пылью и другими загрязнениями.

Jatco JF015E

Вариатор Jatco JF015E разработан в 2010 году и устанавливается на компактные городские автомобили с двигателем объёмом до 1,8 л. Его можно найти в Nissan, Chevrolet, Mitsubishi и ещё в нескольких десятках моделей. Кроме того, он также устанавливается на некоторые автомобили «Лада».

Главная особенность Jatco JF015E – это полноценный двухступенчатый вариатор с планетарной передачей. Такая конструкция обеспечивает увеличение передаточного числа до впечатляющих 1:7.3 при прямом ходе. Кроме того, в теории использование двухступенчатой планетарной передачи одновременно сокращало износ и снижало стоимость.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ razlichija-variatorov-raznih-modelej-5

Но на практике оказалось, что Jatco JF015E – один из самых неудачных вариаторов компании:

  • Отсутствие твердосплавного покрытия на конусах приводит к быстрому их износу.
  • Планетарная передача также быстро изнашивается и крайне чувствительна к загрязнениям и качеству смазочных материалов.
  • Тефлоновые кольца также изнашиваются быстрее, чем у Jatco JF011E.
  • Соленоиды-регуляторы гидроблока крайне чувствительны к качеству масла. При работе с изношенной или загрязнённой смазочной жидкостью они быстро ломаются, что приводит к толчкам при переключении передач. Проблема осложняется ещё и тем, что гидроблок устанавливается в поддоне вариатора, вследствие чего он особенно подвержен контактам с отработанным маслом.
  • Солнечная шестерёнка, переключающая с переднего хода на задний и наоборот, выполняется методом сварки. Это приводит к появлению слабого места в шве. Она часто ломается, и помогает только замена.

Также в эти вариаторы ставятся металлические ремни Bosch 901072 и Bosch 901068. В конструкции первой модели используется восемь стальных лент, второй – девять. Этого в любом случае мало, так что ремень может достаточно быстро изнашиваться и растягиваться.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ razlichija-variatorov-raznih-modelej-6

Часто стоковый ремень заменяют на Bosch 901064, разработанный для компании Honda. Он построен на 12 стальных лентах, что увеличивает ресурс и долговечность.

Стоит отметить, что существует две ревизии Jatco JF015E. Первая, выпускавшаяся до 2015 года, характеризуется крайне низкой долговечностью:

  • Суммарный ресурс – порядка 100–150 тысяч км пробега, после этого конусообразные диски изнашиваются до критического уровня, когда даже полировка не помогает.
  • Первые проблемы начинаются уже на 30–40 тысячах километров пробега. В их число входит износ подшипников, растяжение ремня и блокировка редукционного клапана масляного насоса сгустками изношенных смазочных материалов.

В 2015 году Jatco JF015E переработали, что увеличило суммарный ресурс на 30–40% в зависимости от характера эксплуатации автомобиля. Кроме того, в модификации заменили солнечную шестерёнку.

Владельцам автомобилей с вариатором Jatco JF015E рекомендуется проводить замену масла с промывкой гидроблока чаще, чем это указано в сервисной инструкции. Это поможет продлить ресурс бесступенчатой трансмиссии. Кроме того, необходимо использовать качественные смазочные материалы.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАРИАТОРЫ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ razlichija-variatorov-raznih-modelej-7

Как продлить эксплуатационный срок вариаторов

Итак, вариаторы, несмотря на технологическую простоту, имеют сложную конструкцию. Поэтому он них нужно заботиться, иначе можно столкнуться с серьёзными проблемами бесступенчатой трансмиссии – вплоть до необходимости полной замены.

Лучший способ заботы – это своевременная и регулярная полная замена масла в вариаторе с промывкой гидроблока. Эта процедура очищает механизм от металлической стружки, изношенных смазочных материалов и пыли, снижая нагрузку на функциональные узлы. Регулярная замена масла способна продлить ресурс в разы.

И провести её можно в нашем сервисном центре в Санкт-Петербурге. Работаем с вариаторами различных моделей, используем качественные смазочные материалы и подлинные комплектующие.