- 03.11.2021
- 6305
Базовая конструкция вариатора достаточно проста. Есть два вращающихся шкива – один соединён с двигателем, второй (через несколько других функциональных узлов) с колёсами. На шкивах находятся барабаны с изменяющимся диаметром. Они соединены передаточным ремнём. Именно такая конструкция обеспечивает плавное, по-настоящему бесступенчатое переключение передач. Однако она не лишена недостатков, среди которых – множество пар трения и быстрый
Базовая конструкция вариатора достаточно проста. Есть два вращающихся шкива – один соединён с двигателем, второй (через несколько других функциональных узлов) с колёсами. На шкивах находятся барабаны с изменяющимся диаметром. Они соединены передаточным ремнём.
Именно такая конструкция обеспечивает плавное, по-настоящему бесступенчатое переключение передач. Однако она не лишена недостатков, среди которых – множество пар трения и быстрый механический износ. Поэтому производители вариаторов постоянно совершенствуют конструкцию, делая её надёжнее, долговечнее и стабильнее при работе с мощными двигателями.
В этой статье мы рассмотрим эволюцию и конструктивные отличия вариаторов разных моделей.
Вариатор Jatco JF010E – одна из первых моделей бесступенчатой трансмиссии. Был представлен в 2002 году, устанавливался на Nissan Murano, Nissan Teana российской сборки, некоторые конфигурации Nissan Maxima и Nissan Presage, а также Renault Scenic и Renault Megane. Снят с производства в 2017 году.
Вариатор Jatco JF010E разработан для использования с дизельным двигателем V6 объёмом 3,5 л. Адаптация под другие силовые агрегаты происходила с переменным успехом.
Конструкция вариатора – достаточно базовая. Однако у него есть несколько особенностей:
Чаще всего вариатор Jatco JF010E страдает от разрывов, износа и проскальзывания ремня в холодную погоду. Перед стартом автомобиля требуется его прогреть. Также необходимо регулярно проводить полную замену масла, чтобы избежать разрывов ремня – именно оно в холодную погоду застывает и вызывает неисправности конструкции.
Вариатор Jatco JF011E – один из самых популярных. Он был представлен в 2005 году и используется до сих пор. Вариатор устанавливается на множество моделей Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Renault, а также ещё несколько десятков «экзотических» (например, Samsung SM3).
Вариатор Jatco JF011E считается одним из самых надёжных. В нём исправили «болезни» предыдущей модели, связанные с конструкцией передаточного ремня и гидроблока, но при этом оставили достоинства – общую геометрию и твердосплавное покрытие конусообразных дисков на барабанах.
В вариаторе используется ремень Bosch с каталожным номером модели 321700B-EM. В нём устанавливается 10 кольцевых лент, которые обеспечивают высокую механическую прочность. Ширина ремня – 30 мм. Изготавливается из высокопрочной стали, что сокращает износ.
Тем не менее, у вариатора есть «слабое» место – фильтр-картридж. Его необходимо менять при каждой частчной или полной замене масла, иначе он очень быстро забивается пылью и другими загрязнениями.
Вариатор Jatco JF015E разработан в 2010 году и устанавливается на компактные городские автомобили с двигателем объёмом до 1,8 л. Его можно найти в Nissan, Chevrolet, Mitsubishi и ещё в нескольких десятках моделей. Кроме того, он также устанавливается на некоторые автомобили «Лада».
Главная особенность Jatco JF015E – это полноценный двухступенчатый вариатор с планетарной передачей. Такая конструкция обеспечивает увеличение передаточного числа до впечатляющих 1:7.3 при прямом ходе. Кроме того, в теории использование двухступенчатой планетарной передачи одновременно сокращало износ и снижало стоимость.
Но на практике оказалось, что Jatco JF015E – один из самых неудачных вариаторов компании:
Также в эти вариаторы ставятся металлические ремни Bosch 901072 и Bosch 901068. В конструкции первой модели используется восемь стальных лент, второй – девять. Этого в любом случае мало, так что ремень может достаточно быстро изнашиваться и растягиваться.
Часто стоковый ремень заменяют на Bosch 901064, разработанный для компании Honda. Он построен на 12 стальных лентах, что увеличивает ресурс и долговечность.
Стоит отметить, что существует две ревизии Jatco JF015E. Первая, выпускавшаяся до 2015 года, характеризуется крайне низкой долговечностью:
В 2015 году Jatco JF015E переработали, что увеличило суммарный ресурс на 30–40% в зависимости от характера эксплуатации автомобиля. Кроме того, в модификации заменили солнечную шестерёнку.
Владельцам автомобилей с вариатором Jatco JF015E рекомендуется проводить замену масла с промывкой гидроблока чаще, чем это указано в сервисной инструкции. Это поможет продлить ресурс бесступенчатой трансмиссии. Кроме того, необходимо использовать качественные смазочные материалы.
Итак, вариаторы, несмотря на технологическую простоту, имеют сложную конструкцию. Поэтому он них нужно заботиться, иначе можно столкнуться с серьёзными проблемами бесступенчатой трансмиссии – вплоть до необходимости полной замены.
Лучший способ заботы – это своевременная и регулярная полная замена масла в вариаторе с промывкой гидроблока. Эта процедура очищает механизм от металлической стружки, изношенных смазочных материалов и пыли, снижая нагрузку на функциональные узлы. Регулярная замена масла способна продлить ресурс в разы.
И провести её можно в нашем сервисном центре в Санкт-Петербурге. Работаем с вариаторами различных моделей, используем качественные смазочные материалы и подлинные комплектующие.